"...Ты пропустил самое веселье - татаро-монгольское нашествие, инквизицию, чуму..."
Я ждала эту картину целый год. Два месяца считала дни. Я ждала момента, когда увижу его на большом экране.
Это прекрасно.
Пожалуй, это лучший фильм Джармуша, лучший фильм Хиддлстона и один из лучших Суинтон.
Это очень тонкая, созерцательная работа.
И да, это лучший мистический фильм, в котором задействована идея вампиризма. Хотя эта картина и не о вампирах вовсе.
Черт возьми, ты впервые веришь им.
"...Ты со своей тягой к эгоцентризму пропускаешь всю свою жизнь. А ведь ее можно посвятить таким вещам, как... созерцание, любование природой, дружбе и...танцам!"
И ведь действительно - имея возможность прожить так долго, свою жизнь стоит посвятить искусству, саморазвитию, созерцанию.
Вампиры Джармуша не мучаются экзистенциальным кризисом, не ищут человеческого общества и не страдают без него. Они в себе. Существа с бесконечно долгой жизнью показаны столь достоверно, что складывается впечатление, будто Джармуш документалист. Они знают все существующие языки мира, играют на всех существующих на земле инструментах, занимаются наукой, литературой, музыкой. Попутно подбрасывая "зомби" свои труды. Они не чудовища, а часть самой природы, живая, естественная его часть. Чудовища здесь мы, зомби. Сражающиеся за нефть и воду.
"..Представь себе, в зеркалах отражались канделябры, ставили пьесы и показывали кино, а сейчас здесь парковка."
Даже Адам со своими суицидальными наклонностями просто пытается скрыться. Закрыть глаза на происходящее самым кардинальным образом.
Меня захватило полностью, утянуло, затащило в свой камерный мир и забрало мое сердце навсегда. С первых кадров звездного неба, с первых титров с шрифтом, будто с афиш старых кинофильмов вроде "Дракулы", с первых секунд этой магической музыки.
Восхитительная операторская работа, костюмы, насыщение каждого кадра, потрясающие диалоги, отсутствие лишних персонажей, музыка - все переплетается в идеальную, эфемерную, захватывающую и живую канву. Ты едешь с ними, ты сидишь с ними, ты чувствуешь их. Неторопливое развитие сюжета, отсутствие лишних движений и звуков, что слышно звук поворотника в такси, под отголоски французской поп-певички, что слышно вой собак ночного Детройта, что слышно каждый шорох пластинки.
Улицы ночного Танжера. Все южные города похожи друг на друга. Дивный свет электрических ламп, забытое богом кафе. Эти стены, эти улицы. Спасибо за навеянные воспоминания.
Ночной Детройт. Свет автомобильных фар, вой собак, силуэты деревьев и далекие огни.
"- Он еще оживет.
- Ты так думаешь?
- Здесь есть вода. Когда южные города иссохнут - Детройт расцветет. "
Знаете, мне кажется, это очень знаковая картина. Она очень ко времени. Так же, как и "Орландо" Суинтон, где она так же играла мистическое и вечное существо. И ох не зря Джармуш так долго собирал деньги на ее создание. И пусть для большинства эта работа пройдет мимо, но маячок на данном отрезке времени поставлен. Запечатлел, зафисксировал, обозначил.
Как можно не полюбить тех, кто приветствует деревья в саду и притаившиеся мухоморы? Кто обращает внимание на уродливо обвисшие провода, кто сооружает антенны, выхватывающие электрически импульсы прямо из космоса? И кто на ощупь может определить год рождения гитары?
В одну картину вместили все, полностью, все, что я люблю. Мне не хватит слов, чтобы описать все то, что мне подарил этот фильм. Идеально.
Я тоже буду жить вечно.
Спасибо.